Евгений каменькович и Полина кутепова

Полина Кутепова

Кутепова Полина Павловна

Родилась 1 августа 1971 года в Москве.
Вместе с сестрой-близнецом Ксенией с детства участвовала в театральных постановках. Снималась в фильмах «Куда он денется» и «Рыжий, честный влюблённый».
В 1988 году поступила на режиссёрский факультет ГИТИСа (РАТИ), в мастерскую Петра Фоменко. В 1993 году после окончания РАТИ вошла в состав труппы нового театра «Мастерская Петра Фоменко».
Снималась в фильмах Георгия Данелия «Настя» и «Орёл и решка», Николая Досталя «Мелкий бес», Александра Хвана «Умирать легко», в короткометражном фильме С.Осипьяна «Самодельная истина», в 1993 году Полина вместе со своей сестрой Ксенией Кутеповой снималась также в новелле Ж.-Л.Годара «Наша святая Русь», где Полине выпала роль, построенная на отголосках чеховской Ирины из «Трёх сестер».
Обладательница премии лучшей актрисе кино «Овен-96» («Орёл и решка»), премии кинофестиваля в Гатчине в 1996 году (за фильм «Орёл и решка»), премии лучшей актрисе кино «Овен-99».
Заслуженная артистка России (Указ Президента РФ от 2 февраля 2004 года N 131). театральные работыВиола — У.Шекспир «Двенадцатая ночь» (1990, реж. Евгений Каменькович);
2-я мастерица модной лавки — Марина Цветаева «Приключение» (1991, реж. Иван Поповски);
Горничная Аннушка; Княгиня Шлепохвостова; Женщина, утонувшая в Неве от любви к Собачкину — «Владимир III степени» по драматическим отрывкам Н.В.Гоголя (1991, реж. Сергей Женовач);
Купавина — А.Н.Островский «Волки и овцы» (1992, реж. Петр Фоменко);
Квентина; Девочка-школьница — Уильям Фолкнер «Шум и ярость» (1992, реж. Сергей Женовач);
Коломбина, розовая маска — Александр Блок «Балаганчик» (1994, реж. Иван Поповски);
Леди Брэкнелл — Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным» (1994, реж. Евгений Каменькович);
Девушка — Оля Мухина «Таня-Таня» (1996, реж. Андрей Приходько);
Верочка — И.Тургенев «Месяц в деревне» (1996, реж. Сергей Женовач);
Анна Федоровна — М.Горький «Варвары» (1999, реж. Евгений Каменькович);
Элен Курагина, Наташа Ростова — Л.Н.Толстой «Война и мир. Начало романа» (2001, реж. Петр Фоменко);
Роуз — Брайан Фрил «Танцы на праздник урожая» (2001, реж. Прийт Педаяс);
Жозефина — Жан Жироду «Безумная из Шайо» (2002, реж. Петр Фоменко);
Вольская — А.С.Пушкин, В.Брюсов «Египетские ночи» (2002, реж. Петр Фоменко);
Рядовой Лебедушкин — Петр Гладилин «Мотылек» (2002, реж. Евгений Каменькович);
Маша — А.П.Чехов «Три сестры» (2004, реж. Петр Фоменко);
Ариадна — Бернард Шоу «Дом где разбиваются сердца» (2005, реж. Евгений Каменькович);
Царевна-Лягушка, мама, Туся, Лика — Михаил Шишкин «Самое важное» (2006, реж. Евгений Каменькович);
Молли — Джеймс Джойс «Улисс» (2009, реж. Евгений Каменькович);
Соня Серебрякова — Антон Чехов, Брайан Фрил «После занавеса» (2010, реж. Евгений Каменькович);
«Моряки и шлюхи» (танец) (2012, реж. Олег Глушков);
Критик — «Дар», Владимир Сиринъ (Набоков) (2012, реж. Евгений Каменькович). призы и награды Специальный приз лучшей молодой актрисе на театральном фестивале «Контакт-96» в Польше (спектакль «Таня-Таня»).
Приз жюри П. Кутеповой (среди пяти актеров) на КФ «Литература и кино» (Гатчина, 1996)

Премия «Кумир» за роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» (1997).
Лауреат Государственной премии РФ за 2001 (за спектакли Московского театра «Мастерская П.Фоменко» «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастье», «Война и мир. Начало романа. Сцены»).
Лауреат молодежного гранта премии «Триумф» за 2004 г.
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004).
«Золотая Маска» (Специальная премия Жюри драматического театра) 2008 г.
«Золотая маска» за роль Молли Блум (в номинации женская роль в драме) 2010 г.
«Золотой Орёл» Лучшая женская роль на телевидении-сериал «Пелагея и Белый бульдог»,2010

последнее обновление информации: 08.02.20

Краткая биография

В 1988 году Полина Кутепова стала студенткой ГИТИСа, где училась на режиссерском факультете под руководством Петра Фоменко. После окончания учебы в 1993 году стала членом труппы театра «Мастерская Петра Фоменко». В театре Полина Павловна сыграла в таких спектаклях, как «Двенадцатая ночь» (по пьесе У. Шекспира, роль Виолы), «Волки и овцы» (по рассказу А. Островского, роль Купавиной), в постановке «Приключения» по рассказу М. Цветаевой актриса сыграла мастерицу модной лавки, в пьесе «Месяц в деревне» И. Тургенева воплотила образ Верочки.

В 1996 году в Польше на фестивале «Контакт» Полина Кутепова была награждена премией в номинации «Лучшая женская роль» за блестяще сыгранную главную роль в спектакле «Таня-Таня» О. Мухиной. В постановке «Улисс» Дж. Джойса актриса играла Молли Блум, за что в 2010 году была награждена премией «Золотая маска» в категории «Лучшее исполнение женской роли».

В 1997 году актриса была удостоена премии фестиваля «Кинотавр» «Золотой Овен» за огромный вклад в киноискусство. В 2004 году Полина Кутепова стала лауреатом театральной премии «Чайка» за работу в спектакле «Три сестры». В этом же 2004 году актриса стала лауреатом молодежного гранта премии «Триумф».

Полину Кутепову знают и любят и телезрители, и заядлые театралы. Она известна по таким фильмам как «Орел и решка», «Пелагия и белый бульдог», «Петербург.Только по любви», а также как одна из ведущих актрис московского театра «Мастерская П. Фоменко».

С чего началась ее карьера, какими проектами (помимо фильмов и спектаклей) она занимается, а также о секретах крепкого союза между ней и мужем режиссером Евгением Каменьковичем — в нашем материале.

От кино до театра не зарекайся

В юном возрасте Полина Кутепова начала сниматься вместе со своей сестрой-близняшкой Ксенией. В 1981 сестры получили роли в картинах «Василий и Василиса» и «Куда он денется!». А к моменту поступления в институт за их плечами было участие в пяти картинах. И хотя, по утверждению самих сестер, тогда они увлекались только фильмами, а не театром, обе в 1988 поступили в ГИТИС. Девушкам повезло попасть на курс Петра Фоменко. Именно их выпуск в 1993 составит костяк нового театра Москвы — «Мастерской П. Фоменко».

Хотя Полина вместе с сестрой учились на режиссерском курсе, в режиссуре они себя так и не попробовали, а продолжили заниматься актерской карьерой. Фильмография Полины насчитывает уже порядка 40 фильмов, в том числе «Орел и решка», «Мой муж — гений», «У каждого своя война». Сама она своей самой главной работой в кино считает роль в картине Георгия Данелии «Настя».

В 1993 году вместе с сестрой даже удалось поучаствовать в проекте французского режиссера Жана-Люка Годара «Дети играют в Россию» (сестры снялись в новелле «Наша святая Русь»). Но важнее кино для Полины, конечно, театр:

«Я существую по-домашнему, то есть не прыгаю из проекта в проект, потому что у меня есть театр, который я люблю, в котором служат дорогие мне люди, разговаривающие со мной на одном языке, дом, где мы играем в одну игру», — говорила она.К/ф «Настя» / Студия «Ритм» киноконцерна «Мосфильм»

Помимо съемок, Полина с 2003 года занимается озвучиванием мультфильмов: один из самых популярных проектов в этой сфере — «Ми-ми-мишки». А в 2015 Полина организовала выпуск аудиокниги с английскими народными сказками «Три умные головы». К этому проекту актриса привлекла звукозаписывающую студию театра Фоменко, а в качестве режиссера и продюсера — свою старшую сестру Злату.

«Это не бизнес-проект, конечно, но попытка что-то сделать творчески самостоятельно. Авантюра чистой воды: в нашем театре не делалось раньше такой работы, связанной с прочтением. Это было интересно, сложно, с кучей проблем, но мы умудрились все-таки получить удовольствие. Я обратилась к своим друзьям, мы все близкие люди, поэтому могли работать на чистом энтузиазме», — рассказывала Полина.

Но кроме творческих проектов, у Полины есть и другой важный «проект» — семья.Фотография со страницы анимационной студии «Паровоз» в Instagram @parovoz_studio

Еще во время учебы, Полина познакомилась с педагогом на курсе Фоменко — с Евгением Каменьковичем. Позднее он станет режиссером и в «Мастерской».

«Я помню, как он запал мне в сердце. Это случилось на втором курсе. Надо понимать, что Евгений Борисович — громкий, шумный человек. И вот он на меня закричал. Мы показывали какой-то этюд, и он не то что ругал, делал какое-то замечание, но очень несправедливо. И вот тут видимо что-то во мне замкнуло: я его запомнила», — рассказывала Полина.

Муж старше Полины Кутеповой на 17 лет, но их взаимоотношениям это не мешает:

«Мы люди разных ритмов. Поэтому мы и дополняем друг друга. Евгений Борисович — стремительный режиссер, а я упрямо торможу», — говорит актриса.

Сам же Евгений Каменькович про жену отзывается так:

«Неординарный человек. Вот столько лет интересно. Не бывает ни одного спокойного дня. Если нет проблем, они будут придуманы. Наверное, поэтому мы до сих пор не разбежались. Потому что до сих пор интересно: какой сюрприз будет следующий».

Фотография со страницы «Мастерской Петра Фоменко» в Instagram @ fomenko_theatreПо словам Евгения Каменьковича, дома супруги пытаются не говорить о работе.

«80% времени получается, ну, а 20% — это очень активные споры. Не до битья посуды, но очень сильные», — рассказывает Каменькович.

В репертуаре»Мастерской Петра Фоменко» сейчас можно найти 4 спектакля, поставленных Евгением Каменьковичем, где играет Полина Кутепова: «Король Лир», «Дар», «Самое важное», «Дом, где разбиваются сердца». Также ее муж с 2012 является художественным руководителем этого театра.

«Незакулисный» ребенок

Полина Кутепова и Евгений Каменькович никогда не требовали от своего ребенка идти по стопам родителей. Их дочь, Надежда, родилась в 1997 году, и ее мама уверяет, что прилагала максимум усилий, чтобы уберечь ее от судьбы «закулисного ребенка»:

«Вместо того чтобы таскать Надю с собой на репетиции и спектакли, мы оставляли её с няней или бабушкой, чтобы она могла интересно провести вечер, вовремя лечь спать. Дома и так все разговоры были только о театре, о кино, Надя варилась в этой среде, все слышала. И не хотелось, чтобы она просто по инерции стала нашим последователем. Наоборот, мы стремились организовать жизнь так, чтобы дочь была свободна в своем мировоззрении, взглядах. Чтобы ее мир не замкнулся на одном лишь театре», — говорила Полина Кутепова.

Сериал «Штрафбат» / Кинокомпания «МакДос», при участии Киностудии «Эталон-фильм»И хотя родители старались дать максимальную свободу выбора своей единственной дочери, Надежда все же попробовала себя в кино в совсем юные годы. Одной из трех ее актерских работ стала роль в «Штрафбате», где она сыграла вместе с мамой.

«Очень нервная работа. Когда играешь другого человека — это уже нервы. К тому же ты там зависишь от всех без исключения, а я хочу полагаться на себя. И там жуткая конкуренция, а я перфекционист. Потому что как это возможно: не лучшая актриса, не первая на курсе? Я там была бы просто дочкой Каменьковича и Кутеповой», — рассказывала впоследствии Надя.

Сериал «Штрафбат» / Кинокомпания «МакДос», при участии Киностудии «Эталон-фильм»Дочь Полины Кутеповой в итоге приняла решение получить другую профессию. В 2019 году Надежда окончила факультет мировой экономики и мировой политики Высшей Школы Экономики, где изучала международные отношения.