Ребенок 5 лет

Ребенок не хочет заниматься. Что делать?

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Что нужно, чтобы ребенок хотел заниматься?

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

медицинский психолог Попкова Светлана.

Консультация «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома?»

Алена Павлова
Консультация «Что делать, если ребенок не хочет заниматься дома?»

НЕСКОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Используйте игровые приёмы. Подключайте к занятию любимую игрушку, интерпретируйте любимые игры ребёнка.

2. Проявляйте свой собственный интерес, будьте образцом для подражания, будьте инициативны, используйте творческий подход. Помните, что если у вас нет мотива совместной деятельности с ребёнком, если вам самим не интересно, то и у ребёнка не возникнет этот мотив.

3. Используйте для занятий наиболее благоприятное время. Если ребёнок увлечен другой игрой или устал и хочет спать, то мотивации к занятию не будет. Понаблюдайте, в какое время дня ребёнок наиболее расположен выполнять домашнее задание. Лучше, чтобы занятие предвосхищало что-то приятное, например, просмотр мультиков, любимую игру, прогулку.

4. Для того, чтобы ребёнок мог ощущать временные границы занятия, можно использовать таймер или песочные часы. Тогда у ребёнка не будет возникать вопрос «Когда мы закончим?» Занятия не должны быть продолжительными.

5. Предоставляйте ребёнку выбор.Например: «Ты хочешь заниматься за столом или на полу? Мы будем заниматься сейчас или после того, как ты посмотришь мультфильм?» и т. п. Таким образом ребёнок будет ощущать себя полноценной личностью, мнение которого имеет вес.

6. Используйте «активное слушание». Если ребёнок жалуется, например, на нежелание заниматься, не игнорируйте это. Вместо привычных назиданий и критики,раздражающего многословия в виде нравоучений желательно использовать подобные фразы: «Тебе трудно. Давай попробуем вместе!»

7. Подкрепляйте мотивацию положительными эмоциями от результата.

8. Проявляйте терпение! Нужно осознавать тот факт, что вышеперечисленные советы не гарантируют моментального решения всех проблем. Только систематическое использования данных приёмов, настойчивость со стороны родителей дадут положительные результаты.

Воспитывайте ребенка с радостью!

Многие мамы радуются, когда их 3-4-летний малыш рассказывает стишки, проявляет интерес к книжкам и развивающим играм, когда задает интересные вопросы и с радостью лепит и рисует.

Однако так бывает не всегда…

Случается, что отношение к занятиям у ребенка 3-4 лет не такие идеальные, как хотелось бы…

Некоторые малыши испытывают те или иные сложности, приступая к «развивалкам». Это может выглядеть по-разному:

  • как только у ребенка что-то не получается, он начинает сердиться, расстраиваться и теряет интерес к занятиям;
  • когда ребенку предлагается немножко подумать или сосредоточиться на чем-то одном (сложить из трех-четырех кубиков змейку по образцу), он начинает отвлекаться на посторонние вещи;
  • когда ребенку нужно проделать всего лишь несколько монотонных действий (например, надо закрасить воздушный шарик), он начинает крутиться, задавать посторонние вопросы и уводить в сторону и себя, и маму;
  • ребенок реагирует негативно уже на саму просьбу мамы «Давай порисуем», «Давай почитаем», говорит «неа», и уходит в другую сторону и т.д.

Если Вы сталкивались с подобным, не спешите отчаиваться и ставить крест на совместных занятиях с ребенком. Если Ваш малыш не может и трех минут усидеть во время развивающих игр, для начала необходимо разобраться, какие причины стоят за этим. Что мешает Вам или ребенку заниматься вместе?

Таких причин может быть несколько.

  • Материал, предлагаемый ребенку, слишком сложен или прост для него.
    Хотя этот факт кажется очевидным, очень часто именно он служит причиной сопротивления ребенка. Если то, что Вы предлагаете ребенку, – пройденный этап, если ребенок готов к более сложным задачкам, то, скорее всего, он начнет капризничать и увиливать от задания. Если же Ваше предложение будет слишком сложным, например, Вы попросите ребенка посчитать кубики или собрать пазл, он тоже может начать вести себя так, будто он «не хочет играть». На самом деле, он может просто не включиться
    в задание потому, что непонятно, с чего начать и как действовать.
  • У ребенка не получается делать то, что просит мама.
    Очень многие мамы жалуются, что их ребенок не хочет заниматься. Но присмотревшись, становится понятно, что у ребенка есть и интерес, и желание. Однако… у него не получается. Для того, чтобы определить, есть ли у ребенка интерес, оторвите взгляд от книжки или игрушки и посмотрите на выражение лица ребенка. Если он «поедает глазами» книжку, если он тянет ручки к игре и пытается начать ее, значит, можно сделать вывод, что он хочет играть. Проследите, что происходит дальше. Возможно, после первой попытки ребенок обнаруживает, что у него выходит «не то» и «не так», игра «не клеится», и результат получается «плохой». В таком случае многие дети, если у них еще не очень развито терпение, могут очень быстро переходить к «психам» и капризам.
  • У ребенка сформировалась негативная установка на совместные занятия. Такое бывает, когда предыдущие попытки были неудачными, и у ребенка укрепилось убеждение, что если его зовут играть, значит, будут
    заставлять делать что-то скучное или тяжелое. Негативная установка может также переходить с одних ситуаций на другие. Например, если ребенок реагирует протестом на просьбы мамы убрать одежку, подойти к ней, покушать, ложиться спать, то, скорее всего, сама по себе просьба или предложение мамы позаниматься тоже вызовет протест.
  • Отношения между мамой и ребенком оставляют желать лучшего.
    Ребенок отреагирует на предложение мамы заниматься неохотно, если ее авторитет в его глазах подорван. Часто бывает, что дети, которые все время проводят с мамой, чье воспитание не всегда последовательно, привыкают относиться к словам мамы несерьезно, как «к своей», иногда с капризами, давлением на жалость и прочими хитростями. Если у Вас сложились подобные отношения с ребенком, то его отказ от занятий – всего лишь маркер того, что нужно поработать над восстановлением авторитета и уважения к себе, а также доверительных отношений с ребенком.
  • Ребенок гиперактивен. Гиперактивным детям сложнее усидеть на месте, они ведут себя, будто к ним «прикрепили мотор», им сложно доделывать что-то до конца, так как они легко отвлекаются. Однако и в таком случае регулярные занятия помогают ребенку научиться немного контролировать свое внимание и удерживать его на задании. Заниматься с гиперактивным ребенком не только можно, но и нужно.
  • У ребенка задержки развития. У ребенка с задержкой развития знания усваиваются тяжелее, чем обычно. Это, конечно, заставляет малыша прилагать больше усилий и напрягаться, вследствие чего занятия могут вызывать у него сопротивление. Однако правильно подобранные посильные задания могут увлечь ребенка и с задержкой!

В следующей заметке мы поговорим с Вами о том, что делать, если ребенок не хочет заниматься.

Ждите новых постов в группе «Как воспитывать непослушного ребенка»

Почему ребенок не хочет одеваться и что с этим делать

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет одеваться, при этом устраивает истерику. Вам станет известно, какие причины могут влиять на подобное поведение. Выясните, как необходимо себя вести, если столкнулись с капризами в процессе одевания крохи. Узнаете, какие хитрости нужно применять, чтоб приучить карапуза к самостоятельности.

Возраст и умения

Некоторые родители поражаются тому, что их малыш не хочет одеваться на улицу или раздеваться после прогулки. При этом, они могут не учитывать возраст ребенка. Так мама может ругать малыша за то, что тот не в состоянии надеть штанишки, карапуз при этом устраивает истерику, на его глазах слезы. А проблема в том, что родительница раньше положенного ждет от своего сына или дочери того, что ему еще не под силу. Давайте рассмотрим, в каком возрасте и что нужно ждать от своего ребенка, при условии, что родители способствовали развитию определенных навыков.

  1. В полтора — два года малыш может самостоятельно:
  • натянуть носочки;
  • снять шапку, юбку, шорты;
  • стянуть обувь, которая была расшнурована.
  1. В два – два с половиной:
  • Справляется с молнией на одежде;
  • снять штанишки, которые были расстегнуты;
  • просунуть ножку в носочек или колготки;
  • снять курточку, которая расстегнута;
  • всунуть ручку в рукав;
  • надеть трусики;
  • самостоятельно подтянуть колготки, которые спали.
  1. В 2 с половиной — 3 года:
  • сам надевает шапку;
  • умеет застегивать большие пуговицы;
  • снимает футболку, а также платье;
  • надевает штанишки, колготки.
  1. В 3 с половиной — 4 года:
  • может заправлять рубашку в штаны;
  • развязывать поясок на одежде, который завязан сзади;
  • самостоятельно расстегивать верхнюю одежду;
  • аккуратно складывать снятую одежду;
  • правильно оценивать свой внешний вид, исправлять недостатки.
  1. В 5 лет добавляется умение завязывать шнурки.
  2. В 6 лет карапуз самостоятелен, одевается без чьей либо помощи.

Возможные причины

Ребенок может противиться одеванию, когда плохо себя чувствует, болен

Нередко родители сталкиваются с истерикой у малыша в процессе надевания одежды, часто наблюдается ситуация, когда ребенок в 2 года не хочет надевать одежду. Влиять на подобное поведение могут две категории причин:

  • отсутствие желания одеваться, которое продиктовано ошибками родителей;
  • причины, несвязанные с поступками взрослых.

Давайте рассмотрим, почему малыш способен устроить истерику при одевании в случае, когда родители сами ее провоцируют.

  1. Критика. Ситуация, когда мама поначалу хвалила малыша за то, что он пытается сам что-то надевать, а теперь, когда ребенок наловчился, мама перестала его поощрять своими словами. Малышу это не нравится, он отказывается выполнять данное действие самостоятельно, при этом может нарваться даже на материнскую ругань, ведь отказывается делать то, что уже умеет. Неудивительно, если карапуз при этом начнет еще и плакать.
  2. Неадекватные запросы. Ситуация, когда родитель требует от ребенка того, что еще не соответствует его возрасту. Например, взрослый может требовать, чтобы малыш быстро оделся или обулся.
  3. Уговоры и давление. Ситуация, когда женщина пытается заставить малыша одеться, шантажирует его тем, что, не выполнив требования, в следующий раз он останется дома. Или же наоборот начинает его упрашивать, чуть ли ни на колени становится, говоря «уже сильно опаздываем, нам нужно поторопиться». Проблема в том, чтобы эти методы вводят малыша в состояние стресса. Мама должна поставить себя на место карапуза. А если муж будет торопить ее во время сборов, как она будет себя чувствовать. Необходимо понимать, что подавленный карапуз может начать собираться гораздо медленнее, чем при обычной обстановке, из-за чего мама психанет, сама начнет его одевать.
  4. Подкрепление саботажа ребенка. Ситуация, когда мама просит карапуза одеться, а тот начинает баловаться, например, просит почитать, залазит на комод или просто убегает. Если женщина радостно реагирует на его игру, поддается, то у малыша формируется причинно-следственная связь между его поведением и ответной реакцией мамы, а значит, одеваться не нужно.
  5. Непоследовательное поведение. Ситуация, когда сегодня мама просит ребенка, чтобы он оделся сам и малыш выполняет эти действия, завтра — она сама начинает его одевать, послезавтра — говорит карапузу, чтоб он начал самостоятельно справляться, вот только ребенок отказывается и начинает истерить. А все потому, что малышу сложно понять, какие его действия являются верными, ведь мама постоянно меняет правила. Карапузу сложно ориентироваться, вследствие чего он ожидает, когда мама сама его оденет.

Давайте рассмотрим причины, не связанные с поведением родителей.

  1. Ранний возраст. Ребенок недостаточно самостоятелен, чтоб выполнять подобный навык. По мере взросления малыш учится помогать маме в процессе одевания, начинает протягивать ножки, ручки в штанину или рукав. Не исключено, что Ваш карапуз еще не достиг необходимого возраста для того, чтоб начать самостоятельно одеваться. К тому же, стоит быть готовым к тому, что малыш перестанет делать то, что еще день назад совершал с удовольствием.
  2. Недостаточная мотивация. Малыш может отвлекаться на вещи, которые в данный момент интересуют его больше. В такой ситуации желательно, чтоб мама координировала ребенка в процессе одевания, концентрируя его внимание на одежде, замещая внутренний контроль внешним.
  3. Высокая чувствительность. Возможно, малыш остро реагирует на некомфортную одежду, он ощущает швы ткани, она может казаться колючей.
  4. Кожные недуги. У ребеночка имеются аллергические высыпания, кожные раздражения, атопический дерматит — все это может вызывать сильный дискомфорт во время одевания.
  5. Недостаточность самоконтроля. Необходимо понимать, что у деток, которые еще не ходят в школу, навык самоконтроля находится в процессе формирования.
  6. Когда карапуз голодный, не выспавшийся, приболевший или уставший.

Мы не сталкивались с подобными проблемами, мой сынок не устраивал истерики в процессе одевания. А вот дочь моей подруги устраивала целые представления, когда нужно было собираться на улицу. В причине происходящего им так и не удалось разобраться, а подобные истерики девочка переросла.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

  1. Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
  2. Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы. Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
  3. Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны. Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
  4. Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая. Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания. Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
  5. Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
  6. Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
  7. Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

Как научить одеваться

Важно, чтоб ребенок умел одевать минимум одежды, когда повзрослеет и окажется в садике, ведь там он будет не единственным карапузом. Старайтесь с раннего детства приучать свою кроху к самостоятельности.

Для того, чтоб обучить малыша процессу правильного одевания необходимо использовать следующие алгоритмы.

Если ребенок не хочет заниматься дома? консультация

Консультация для родителей

“Если ребенок не хочет заниматься…”

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится ходить за ним по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление хотя бы мимолётного интереса. К сожалению, это довольно распространённая проблема. И чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем она стоит всё острее. Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными.

1. Занимайтесь регулярно и в определенное время.

Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что пришло время заниматься, значит, пора отложить игрушки и другие любимые развлечения. Детям, которые посещают детский сад, легче настроиться на работу, так как жизнь в детском саду организована по расписанию: свободная игровая деятельность сменяется занятиями и другими режимными моментами.

Домашнему ребенку перестроиться гораздо сложнее, поэтому организация режима дня, соблюдение времени как занятий, так и других режимных моментов (прием пищи, прогулка, сон, игровая деятельность) позволяют существенно улучшить ситуацию.

Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет проявлять недовольство и капризничать. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым требованиям.

Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки.

2. Ограничьте время пользования компьютером и просмотр телепередач.

Компьютер и телевизор являются мощнейшими стимулами, которые способны надолго занять внимание и разум ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес. Поэтому не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора или играет в компьютерные игры, с большой неохотой берёт в руки книгу или занимается.

Многолетняя практика показывает, что в семьях, где вообще отсутствует телевизор или где он включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

Следует ограничить просмотр телевизора пятнадцатью минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от детской передачи.

3. Организуйте рабочее место для занятий.

Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. У ребенка должен быть рабочий стол, за которым ему удобно сидеть. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю, закладывает базис последующей учебной деятельности.

Некоторые родители пытаются организовать работу исключительно на ковре или на диване, ходят за ребенком с пособиями или планшетом, пытаясь уговорить его позаниматься. В результате ребенок отвлекается, имеются проблемы с дисциплиной, учебная деятельность формируется с затруднениями.

Работая с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. Особенно актуально соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, демонстрирующих “полевое” поведение. В этом случае деятельность ребёнка организовать трудно, так как он берёт все предметы, которые оказываются в поле его зрения. Поэтому можно повысить продуктивность работы, ограничив количество стимулов. Например, выкладывать небольшое количество картинок, предъявлять предметы по одному.

4. Постепенно увеличивайте время занятий.

Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить, и только затем постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным. Следует помнить, что выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на достаточно продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ обязательно необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции.

5. Сделайте занятия интересными.

Часто родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. Если работа дома превращается в рутинное выполнение заданий или упражнений, направленных на тренировку тех или иных навыков, то вряд ли они вызовут интерес. На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, взаимодействовать с героями игры, сам исполнять ту или иную роль. Поэтому эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр.), настольный театр, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, аппликация, рисование должны обязательно включаться в содержание занятий.

Иногда ребенку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу.

6. Используйте поощрения.

Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”). Однако детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика).

7. Помогайте ребенку и чаще хвалите его.

Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Зачастую дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем — ребенку, родителю, педагогу. Иногда бывают и слёзы, и валяние на полу. Главное для родителя на этом этапе — не сдаваться и проявлять выдержку.

Если ребенок видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит и занятие продолжается, то ему приходится менять своё поведение. Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, надеясь, что проблему решит логопед, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу. В такой ситуации о положительной динамике не может идти речи.

На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка.

Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу. Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего.

Иногда родители не понимают, насколько важны для ребёнка слова одобрения и поддержки. Например, мама не задумывается, какие последствия могут иметь её слова, когда, сравнивая рисунок сына или дочери с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех лиса красивая получилась, а у тебя опять неизвестно что”. Своей отрицательной оценкой родитель навсегда отбивает у ребёнка желание рисовать. Ведь выполнение рисунка – большой труд для ребёнка: он действительно старался, боролся с собой, пытаясь усидеть на месте, слушал объяснения, пытался совладать с растекающимися красками, придать рисунку красивую форму. Любой такой труд заслуживает похвалы.

8. Не проявляйте излишнюю требовательность и настойчивость.

Зачастую распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать. Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает. В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься.

Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно.

Если ребёнок не может выполнить задание полностью из-за нестойкого интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить работу на несколько частей. При отказе выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая ребёнку образец и давая ему возможность поучаствовать. Например, взрослый сам составляет предложения, делая паузы, ожидая, что ребёнок включится в работу: вставит слово или продолжит фразу. В следующий раз к заданию нужно вернуться снова. Ребёнок должен понимать, что любую работу необходимо довести до конца.

Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы.